Пресвитер Иоанн и его царство.
Легенда о пресвитере Иоанне – царе царей родом из Сибири и его письмо императору Мануилу. «Сказание о земле Индийской».
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Легенда о пресвитере Иоанне – царе царей родом из Сибири и его письмо императору Мануилу. «Сказание о земле Индийской».
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Город под непривычным названием Наян (Наиман, Naian, Naiman) «неизвестный» современным историкам является одной из тех ключевых
*Все ниженаписанное — это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.
Статья написана в рамках цикла «Азбука городов», цель которого возвратить из небытия некоторые забытые фрагменты нашей древней истории, которая, как нам кажется, простирается во времени и пространстве куда дальше, чем принято было считать. В текстах представлены собранные из открытых источников десятки увлекательных фактов, гипотез и легенд о целой россыпи городов, основанных нашими предками по всему континенту — от Полабской Руси до Сибири и Дальнего Востока. Верить представленным версиям или нет — мы оставляем на усмотрение читателей, никому не навязывая озвученных теорий и не утверждая, что они единственно верные.
Скифия, Русь (в самом широком географическом понятии этого слова), Великая Пермь/Парма, Урал, Причерноморье, Тартария (чем бы они не была) — все это составные фрагменты нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой (!) истории. Все это — мы сегодняшние. Уникальная самобытная цивилизация Севера. Именно в таком ключе стоит воспринимать предложенные ниже легенды и теории.
«Всемирный атлас» 1606 г. Меркатора Хондиуса.
Смотреть целиком в высоком разрешении.
И что интересно — это вовсе не единственный город сибирской «страны городов»: к востоку от Урала, и особенно в Восточной Сибири и северной части Дальнего Востока таких городов наши предки знали великое множество. Удивительно, но судя по некоторым картам Европа была гораздо менее населенным регионом, чем Дальний Восток, то есть центр древнего мира располагался вовсе не там, где мы сегодня считаем.
Карта Фра Мауро, 1490 г. Снизу — север, сверху — юг. В Южной Европе, включая Италию, Испанию и Балканы города отсутствуют в принципе. В Северное Европе и России некоторое количество есть, но его не сравнить с количеством городов в Азии (Восточная Сибирь, Дальний Восток). Сравните области в красных прямоугольниках.
Что же известно о города Наяне/Наимане? На приведенном выше всемирном атласе
«Вышеназванная земля (Татар) расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу - Саррацинов, к
юго-западу расположена з. Гуиров, с запада область Найманов, с севера з.Татар окружена морем океаном».
Обратите внимание на то, что с севера земли Татар/ТаPтар (на картах обозначенному региону как раз соответствует Тартария) , несмотря на весь массив свидетельств) окружены морем. Кстати, на многих картах, в том числе и на вышепривиденной к. Меркатора Хондиуса Северный ледовитый океан вообще назван «Ледовым Тартарским морем» — Mare Tartaricum Congelatum. Еще один пример — карта Яна Янсона
Карта Яна Янсона 1640-1650 гг. См.пометки красным.
«Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый — Мекрит».
Кстати, вышеобозначенная река Тартар, по которой значительная часть татар (водных!) получила свое наименование — это самый север Дальнего Востока, практически на побережье Северного Ледовитого океана. Довольно далеко от современной Монголии, чтобы быть случайной «ошибкой» в географической локализации. То есть уже одно это должно зародить сомнение в популярной теории о
«...мы попали в землю Найманов; они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного».
«В земле
Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис… Найманы, услышав, что Чингис так возвысился, сильно вознегодовали, ибо у них самих раньше был очень храбрый император и все вышеназванные народы платили ему дань.
Когда он исполнил общий долг всего плотского, его место заступили его сыновья, но они были молоды и глупы и не умели держать народа, а между собою они жили в раздоре и несогласии… ; отсюда в то время, как вышеназванный Чингис так возвысился….Чингис соединил всех подвластных себе людей; Найманы также, как иКара-Китаи ,т. е. черные Китаи, равным образом собрались напротив в огромном количестве в некую долину, сжатую между двух гор, через которую проезжали мы, отправляясь к их императору, и завязалось сражение, в котором Найманы иКара-Китаи были побеждены Монгалами.»
Пресвитер Иоанн Индийский. Портулан XVI в.
То есть найманы проиграли монголам в битве за передел территории и влияния, а передел этот и возвышение Чингиса начались после смерти некого могущественного императора найманов. И тут мы наконец можем обратится к наиболее удивительной и интересной карте Азии 1590 г. авторства Даниэля Келлера. На ней есть ряд изображений, иллюстрирующих наиболее важные и интересные точки на карте. Так вот, самое огромное и детальное — это изображение трона с государем европейской наружности, расположенное
Карта Даниэля Келлера 1590 г.
Смотреть карту целиком в высоком разрешении.
Итак, все постепенно проясняется — Наян, по всей видимости — это место рождения легендарного властителя Востока пресвитера Иоанна, жившего еще ДО Чингизхана. Последний же унаследовал часть или всю империю пресвитера после его смерти, как и титул «Императора Тартарии», а в дальнейшем великая империя постепенно угасала в непрерывных распрях между различными родами. В этой связи интересно вспомнить о путешествии на Восток Марко Поло, который долгое время прожил при дворе
Глава LXVI. Как Чингисхан снаряжает свой народ к походу на попа Ивана
Глава LXVII. Как поп Иван со своим народом пошел навстречу Чингисхану
Глава LXVIII. Здесь описывается большая битва между попом Иваном и Чингисханом
Карта Яна Янсона
Великий хан (Хубилай-хан) принимает письмо/подарки от Папы
Храм Тангута (Китай?)
Празднование Нового Года у монгол.
Великий хан (Хубилай-хан) путешествует.
Великий хан (Хубилай-хан) принимает дары от венецианцев
Как видим, внешность
Вернемся теперь к пресвитеру Иоанну — почему же он считался христианским правителем Востока? Да, именно так он вошел в европейские легенды, устный фольклор
Все это наследие, связанное с пресвитером Иаонном, настолько велико, неистребимо, разнообразно и так сильно пронизывает мировую культуру, что даже стало предметом детального исследования Льва Гумилева — была ли такая личность? Кто она? («Поиски вымышленного царства»). Гумилев приходит к выводу о мифологичной сущности пресвитера Иоанна и считает, что легенда о неком христианском царе Востока была сочинена намеренно, чтобы вдохновить
Изображение пресвитера Иоанна на троне на карте Восточной Африки. Queen Mary’s Atlas, Diogo Homem, 1558.
Однако откуда же изначально идут корни этой легенды? Все просто. Пресвитер Иоанн САМ НАПИСАЛ ПИСЬМО императору Византии Мануилу Комнину, правящему с 1143 по 1185, более того, оно даже сохранилось, правда не в оригинале, а в многочисленных списках и копиях, которые значительно отличаются друг от друга в плане детализации, но при этом сохраняют общую канву повествования и посыл.
Письмо написано как некий ответ на высланные Мануилом Комниным дары:
«… Возвестили нам, что почитаешь ты величие наше и могущество наше известно тебе. Через апокризиария мы узнали, что желаешь ты послать на наш суд некие забавные и смешные вещицы. И поскольку мы человеки, то с благосклонностью принимаю это, и через апокризиария мы посылаем тебе
кое-что от нас, ибо хотим знать, воистину ли ты желаешь обрести дружбу нашу и искренне ли веруешь в Господа Иисуса Христа…»
Текст письма крайне примечателен:
«Если же испытываешь нужду в
чем-либо , доставляющем радость, то через апокризиария нашего сообщи нам и своим письмом уведоми нас и обретешь это благодаря обычной нашей щедрости».
«Ежели ты желаешь перейти под наше господство, то при дворе нашем ты обретешь еще большее достоинство и высоту положения и сможешь наслаждаться изобилием, а если пожелаешь возвратиться, то уедешь с богатыми дарами».
«Ежели ты желаешь услышать, как велико могущество наше и до каких пределов простирается наша власть, то знай: я, пресвитер Иоанн, господин господствующих, и никто из царствующих на этой земле не сравнится со мной богатством, доблестью и силой. Семьдесят два царя являются моими подданными. Я правоверный христианин, и повсюду, где распространяется власть наша, мы защищаем неимущих христиан и поддерживаем их своею милостыней». (текст приведен в переводе
Н. С. Горелова , «Послания вымышленного царства», 2004)
Существует и русский пересказ данного письма — он был в ходу на Руси еще примерно с XIII в. под названием "Сказание об Индийском царстве, послание пресвитера Иоанна к императору Мануилу" (другое название — "Послание царя индийского Иоанна к греческому царю Эммануилу"). Как и большинство сказаний того времени оно чаще передавалось устно, поэтому кананоческого текста не существует, существует (как и у знаменитой Голубиной книги), а записанные позднее версии имеют некоторые различия — только русских вариантов этого «Сказания» (то есть текста письма) известно не менее 40.
Вот некоторые интересные отрывки из «Сказания» в переводе
«Азъ есмь Иоаннъ, царь и попъ, над цари царь, имѣю под собою 3000 царей и 300. Азъ есмь поборникъ по православнои вѣрѣ Христовѣ. Царство мое таково: итти на едину страну 10 месяць, а на другую немощно доитти, занеже тамо соткнуся небо з землею. Есть у мене в единой странѣ люди нѣмы, а в ыной земли рогаты, а в ыной странѣ трепяцдци, а иныя 9
-ти саженъ, иже суть волотове, а иныя четвероручны, а иныя о шести рукъ. А иныя у мене земля, в нейже люди пол пса да пол человѣка, а иные в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди верху рты великы, а иные скотьи ноги имѣюще. Есть у мене люди пол птици, а пол человѣка, а иныя люди глава песья; а родятся во царствии моемъ звѣрие: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди керно…».
«Есть в моемъ царствии птица финиксъ, свивает себѣ гнѣздо на новъ месяць и приносить от огня небеснаго и сама зажагаеть гнѣздо свое, а сама ту тоже сгараеть…»
Виктор Корольков.
«А посреди моего царства идеть рѣка Едемъ из рая, в той рѣцѣ емлют драгий камень акинф и самфиръ, и памфиръ, и измарагдъ, сардикъ и аспидъ, тверд же и аки угль горящь. Есть камень кармакаулъ, той же камень господинъ всѣм камениемъ драгим, в нощи же свѣтит, аки огнь горить. Есть у мене земля, в ней же трава, еяже всякъ звѣрь бѣгаеть. А нѣтъ в моей земли ни татя, ни разбойника, ни завидлива человѣка, занеже моя земля полна всякого богатьства…»
«Опроче всѣх есть у нас море, пѣсочное езеро (пустыня?), да николиже не стоить на едином мѣстѣ, отколѣ ветр потянеть, ино поидеть валъ и восходять тѣ валы на брег за 300 верстъ. Того же моря не преходить никаков человѣк ни кораблем, ни которым промыслом. И за тѣм морем не вѣдает никаковъ человѣк, есть ли тамо люди, нѣт ли, и с того моря в нашю землю текут рѣкы многи, в нихже рыбы сладкы; и посторонь того моря за 3 дни суть горы высокы, от них же течеть рѣка каменна; валится камение великое и малое по себѣ 3 дни…»
Н. К. Рерих. Помни!
«А егда поидем на рать, кому хощем болшей работѣ предати, идут пред мною и несут ту 20 крестовъ и 20 стяговъ. Тѣ же кресты и стязи велици злати с драгими каменми и с великыми женчюги здѣлани, в нощ же свѣтят аки в день. Тѣ же кресты и стязи идут на 20-ти колесницах и
6-ти , а у которыя же колесница служат по 100 тысящ конник, а по 100 тысящ, пѣшие рати, опричь тѣх, которыя на нас брашно везут… Единъ вопиеть: «Се есть Царь царемъ, Господь господемъ», а другий вопиеть: «Силою крестною, а Божиею благодатью и помощию».
«Дворъ у мене имѣю таковъ: 5 ден ити около двора моего, в немже суть полаты многы златыя и сребреныя и древяни изнутри украшены, аки небо звѣздаи, а покровены златом. И в той полатѣ огнь не горить; аще ли внесут, в той часъ огнь погаснет. Есть у мене иная полата злата на осмидесят столповъ от чистаго злата, а всякий столп по 3 сажени в толстоту, а 80 саженей в высоту. В тойже полатѣ 50 столпов чистаго злата, на всѣх же столпѣх по драгому камени…»
«а столничают у мене и чаши подають 14 царей да 40 королей…»
«А еще у мене лежить апостолъ Фома…»
Конечно, мы понимаем, что подобный текст — не документальный пересказ, а уже народное творчество — он наполнен фантастическими деталями, преувеличениями и преукрашиваниями, однако, отсюда вовсе не следует, что не существовало изначального варианта письма и личности его написавшей. А крайняя популярность текста и большое количество его вариаций — причем в разных странах и сословиях — как раз свидетельствуют о том, что в основе лежит нечто реальное и важное — ведь только такие факты и превращаются в мифы и легенды.
Напоследок приведем пару примечательных изображений из книги Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin) 1688 года с собранием портретов французский королей и других мировых правителей. Все они написаны с максимальной детализацией, черты лиц явно соответствуют
Титульный лист книги. Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin), 1688.
На странице 141 (интересно, что номер подправлен, а страница 142 отсутствует —
Великий хан Тартарии. Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin), 1688.
Его внешность явно НЕ азиатская и это не потому, что автор гравюр не умел писать людей других рас. Вот, к примеру, на странице 139, представители Сиама:
Представители Сиама. Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin), 1688.
Кто же такой этот Великий Кам? Некоторые говорят, что Тартарию нужно отождествлять с Золотой Ордой и тогда все встанет на свои места. Но ведь ее времена уже давно ушли, а книга была издана в 1688 году! Или…может быть, все было не так, а была только одна Империя занимавшая целый континент, которая с течением времени распадалась на более мелкие части в губительном пламене междоусобиц — откалывались дальние провинции, и вчерашние князья начинали величать себя королями, придумывая себе историю уходящую вглубь веков, которой никогда не было.
Ясно одно — привычные образы нашего прошлого из школьных учебников распадаются буквально на глазах как только мы углубляемся в детали, а для создания новой цельной картины данных еще недостаточно. И спит
P.P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.
______________________________
Читайте о других городах на территории России (и шире — на территории расселения наших славянских и скифских предков) в рамках спецпроекта «Азбука легендарных городов». Порой исчезнувшие, порой переименованные, порой известные преимущественно по старым картам, но все — реальные и с совершенно захватывающей историей, уходящей вглубь иногда на сотни, а иногда и на тысячи (!) лет.
Цель проекта — показать что наше прошлое не ограничено Золотым Кольцом, Москвой, Киевом и Новгородом — все это великие города, но в то же время крупицы в той бесконечной массе сокровищ, которая лежит за пределами учебников истории.
А. Аркона: город храм на острове Буяне
Б. Белоозеро – город, где творилась история Руси
В. Пермь Великая: забытая история
Г. Грустина подземная – доисторический Томск.
Д. Дедославль: тульские древности.
Е. Ергимал и другие древние города Сибири.
Ё. Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию.
Ж. ВщиЖ – защита, искусство и просвещение.
З. Зартый – земля радимичей и северян.
Й. БерестиЙ: земля дреговичей. Предшественник Бреста.
Л. Старая Ладога – первая столица Древней Руси.
М. Мангазея златокипящая: первый русский город за Полярный кругом.
Н. Наян – место рождения легендарного пресвитера Иоанна на р.Лене.
П. Заполярная Печора – город, которого нет.
Р. Ретра – «трехрогий Радегаст».
С. Серпонов – град лукоморский.
Т. Царственный Тартар – древняя столица.
У. Древний РУгодив – Нарва или Ивангород?
Ф. Форт звездный. Феномен звездных крепостей России.
Х. Ханбалык – столичный город Великого Хана.
Ц. Царица (Волгоград). Город неизвестной царицы.
Ч. Чердынь – город загадок, где время остановилось.
Ш. Блуждающий «ОреШек». Нева – не Нева.
Щ. Щетин – мудрость девятиста.
Ъ. СловенскЪ. Сказание о Словене и Русе.
Ы. ВолковЫск – под именем волка.
Э. Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского.