Азбука городов

Откуда на картах Восточной Сибири взялись огромные города? Где путешествовал Марко Поло? Куда исчезают древние города?

На древних картах XV–XVII веков картографы отмечают множество городов неизвестных нам сегодня, более того — в местах «где им вообще быть не положено». Обычно это объясняется тем, что они использовали непроверенные сведения, смешивали реальность с легендами и чем дальше от привычных им стран — тем больше давали волю фантазии. Все эти объяснения совершенно нелепы — карты всегда заказывались монархами и влиятельными купеческими домами, которым было жизненно необходимо получить максимально точные сведения о местности и они готовы были за это платить. Разумеется, они составлялись лучшими мастерами своего времени с использованием максимально проверенных и достоверных источников — доступных на тот момент. Если чего-то не знали достоверно — надежнее было оставить «белое пятно», чем давать недостоверную информацию из легенд — целее будет голова.

И если мы из карты в карту — у составителей из разных стран (Россия не в счет — никаких по-настоящему древних русских карт не сохранилось и очень хорошим вопросов будет — почему?) из века в век видим, что Сибирь густо застроена городами (причем, даже больше, чем Европа) — это не повод обвинять предшественников в сочинении сказок, а повод задуматься и постараться восполнить пробелы в наших знаниях о мире и истории. Причем это не схематичные названия местностей общего характера — здесь и изгибы рек, притоки, горные системы, страны, города, иногда размер городов и проч. Ключевые точки повторяются во всех картах.

Одна из таких «точек» — город Ergimal/Ergimul. Расположен он, судя по картам, вдали от рек, между двумя горными системами, а ближайшим к нему крупным городом является Ezina, также неизвестная сегодня. Возможно, его стоит локализовать где-то в северных районах Алтая.

Фрагмент карты Меркатора Хондиуса 1606 г.

Смотреть карту в высоком разрешении

Всемирный атлас Меркатора Хондиуса 1606 г. Обратите внимание, что области Самоедия, Лукоморье и Скифия, которые гораздо западнее и ближе к Европе (в голубых прямоугольниках), практически не имеют крупных городов, в отличии от Восточной Сибири и дальнего Востока. По логике «известного-неизвестного» об этих более близких и доступных районах сведений должно быть больше, а значит — больше объектов на карте, но в реальности это не так.

Более подробная информация о городе Ergimal есть всего в двух источниках: на некоторых картах (включая карту Даниэля Келлера 1590 г.) есть надпись:

 «Большой город, все жители идолопоклонники, но попадаются и те, кто исповедуют магометанство, христианство и несторианство», 

второй — описание города в книге Марко Поло («Книга чудес света»). Да-да, знаменитый путешественник в нем побывал. Но как же так — ведь Марко Поло ездил в Китай — как же он мог оказаться в таинственном Ергимале, от которого до границы Китая столько же сколько до Ледовитого океана в другую сторону? В этом то все и дело! Мало кто берет на себя труд ознакомиться с первоисточниками лично, чтобы узнать, что там в действительности написано — большинство принимают на веру некую общепринятую точку зрения, давно устоявшуюся и как бы в силу этого «непоколебимую». Но ведь если ошибка была допущена давно, то с течением времени ее ошибочность не исчезнет.

Портрет Марко Поло на мозаике в Генуе

Марко Поло. Мозаика. Municipal Palace of Genoa: Palazzo Grimaldi Doria-Tursi

Где на самом деле странствовал Марко Поло — большой вопрос. В его «Книге чудес мира» значительное количество глав посвящено отдельным городам (Эзина, Камул, Тангут, Тандук, Ергинул, Каракорон) — и — о чудо! — многие из них как раз есть на картах. И — вот это сюрприз — они находятся НЕ в Китае, а за тысячи километров севернее.

Карта тартарии Петра Бертиуса 1630-1640

Карта Тартарии Петра Бертиуса 1630–1640.

Никаких разночтений быть не может — лучший ориентир — это Великая Китайская стена, также отмеченная на картах. Все эти города лежат к северу от Великой Китайской стены, а некоторые — практически на побережье Северного Ледовитого Океана (именуемого к слову — Ледовым ТаРтарским морем). Причем, то же относится и к городу Ханбалык, в котором Марко Поло прожил бОльшую часть своего путешествия, состоя на службе хана — он расположен гораздо севернее современного Китая на огромной реке. Кто, когда и в каком фантасмагоричном сне решил, что Ханбалык — это современный Пекин (через который вообще не течет сколь-нибудь значительных рек и который находится к югу от Стены) — загадка, а может быть и вовсе — исторический подлог.

Карта Абрахама Ортелиуса

Карта Абрахама Ортулуса 1570. Ханбалык отмечен звездочкой.

Смотреть карту в высоком разрешении

В этой связи стоит отметить еще один момент — картографы различали два географических понятия — Cataio/Cathaya и China. Как правило, оба названия отмечены на картах одновременно, но если China примерно соответствует территории современного Китая (или тому что ЗА стеной), то Cataio — всегда рисуют к северу от Чины — НАД Стеной. Это вообще другой регион или страна! Удивительным образом в русском языке смешались оба понятия — сегодня мы называем «Чину» Китаем. Но вот средневековый путешественник, говоривший, что прибыл из Китая или Катая, мог ведь иметь в виду нечто совершенно иное.

Карта Тартарии из атласа Блау 1640 г.

Карта Тартарии из атласа Блау, 1640. Ханбылык (Cambalu) — как раз является главным городом царства Cathaya — отмечен звездой. Кроме того, на карте есть другие созвучные названия гораздо западнее от современного Китая — Karakitai (Каракитай) и Iogoria Kitaisko (Китайская Югория?).

Смотреть карту в высоком разрешении

Что же писал о городе Ергимал Марко Поло?

Полное описание можно найти в LXXII главе его «Книги чудес света». В названии главы так и написано: «Здесь описывается великое царство Ергинул».

«От того Канчипу, о котором уже вам рассказывал, едешь пять дней, и много тут духов, по ночам они зачастую разговаривают; а через пять дней на восток царство Ергинул великого хана; входит оно в Тангутскую большую область, где много царств. Живут тут христиане-несториане, идолопоклонники, есть и такие, что Мухаммеду молятся. Довольно тут городов, а главный город Ергинул; от него на юго-восток есть дорога в Катай, и по той дороге на юго-восток есть город Фингуи; городов, поселений тут много, страна Тангутская и великого хана. Народ — идолопоклонники, мусульмане и христиане.

Есть тут дикие быки со слона, на вид очень красивые… на них и вьюки возят, и пашут, они и сильны, и работают вдвое.

Самый лучший и самый тонкий в свете мускус водится здесь…

Народ здешний торговый; занимаются ремеслами, много у них хлеба. Страна эта большая, тянется дней на двадцать.

Есть тут еще фазаны вдвое больше наших, с павлина или немного поменьше; хвост у них длинный, пядей в десять, а у иных в девять, в восемь, в семь и поменьше, есть фазаны и с наших, и с виду такие же. Есть и другие разные птицы, разноцветные и с красивыми перьями…»

В этом отрывке самым интересным является указание на активное земледелие — здесь пашут на быках, имеют много хлеба (то есть ни о каких степных кочевниках не может быть речи), а также религиозный состав региона, где на первом месте указаны христиане-несториане. Тут необходимо вспомнить о легендарном христианском царе Востока пресвитере Иоанне, от которого, по всей видимости, титул царя Тартарии перешел уже к Чингису (Читать подробную статью про пресвитера Иоанна). В общем, много загадок и вопросов.

Самые важные, конечно — как объяснить наличие всех этих городов на территории Сибири и куда они исчезли? Попробуем поискать ответы.

Откуда взялись древние города с непонятными названиями на картах Сибири?

Похоже, что ничем другим кроме существования Великой Тартарии этого объяснить нельзя. Напомним, что Британская энциклопедия 1771 года пишет — Великая Тартария — это крупнейшая из когда-либо существовавших в мире империй. И, разумеется, этому можно найти подтверждение на 99% старых карт вплоть до XVII–XVIII веков, включая вышеприведенные. ВЕЗДЕ фигурирует слово Тартария — именно так обозначена вся территория в границах Российской Империи + Средняя Азия, а иногда еще и часть Индии с Китаем. Причем на некоторых картах, где отмечены границы государств, мы видим, что это именно отдельное государство, а не просто название местности. Часто Тартария делится на регионы: Московская Тартария, Независимая Тартария (Индия, Персия, Средняя Азия), Китайская Тартария. Порой отмечены Малая Тартария (Южная Украина), Тюменская Тартария, Ногайская Тартарии и др.

Скептики говорят, что мол, ничего странного во всем этом нет, а Великая Тартария — это просто как бы Татария (= территория Золотой Орды). Все бы ничего — но почему Северный Ледовитый Океан картографы прошлого также постоянно называли ТаРтарским морем или океаном? Туда что когда-то добирались татаро-монголы? Почему на том же Дальнем Востоке они с упорством обозначают какую-то реку Тартар? Почему Mongul — это название некой северной области Евразии практически на границе с Ледовитым океаном? Почему на Дальнем Востоке мы видим целую россыпь городов? А на территории Таймыра часто рисуют (честное слово!)… пирамиды и пишут, что это гробницы Тартарских царей! Кстати, попробуйте найти ну хотя бы на одной единственной карте столь подробно описанный и многократно упоминаемый историками татаро-монгольский город Сарай…

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г.

Карта Даниэля Келлера 1590 г.

А как быть с тем, что по изображениям и описаниям множества современников, включая Марко Поло, татарские или таРтарские ханы (Батый, Тамерлан, Хубилай) имеют чисто европейскую внешность, без каких-либо азиатских черт? («Книга чудес света. Глава LXXXII. Здесь описывается, каков великий хан с виду», Марко Поло.)

«Великий государь царей Кублай-хан [Хубилай-каан] с виду вот каков: росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует».

Марко Поло с братом у Хубилай-хана

Марко Поло c братом у Хубилай-хана. Иллюстрации из первого издания книги 1410 г.

Кстати, непривычные для нас названия городов можно отчасти объяснить тем, что они дошли до нас в арабской транскрипции. Есть версия, что в древности, в том числе на Руси, этот язык был в широком ходу, являясь как бы международным языком торговли. Тогда, получается, что так называемые «арабские купцы» — это просто купцы, потому что каждый купец говорил и вел дела по-арабски. Сюда же можно добавить и то, что в России удивительно часто находят старые клады с дирхемами, а своей валюты хорошего качества чеканки вроде как и не было. Так может дирхем и был разменной монетой? Или по крайней мере ходовой — то есть ее легко принимали и меняли на товары? И еще для размышлений — арабская вязь на шлеме Ивана Грозного, на шлемах русских витязей, на мечах русских воинов… Как говорится, во всех музеях страны…

Арабская вязь на шлеме Ивана Грозного

Вязь на шлеме Ивана Грозного

Второй вопрос — куда же пропадают древние города (и не только в Сибири — на картах Урала, Карелии много того, чего мы уже не видим сегодня)?

Почему «у нас ничего не сохранилось», а в Европе, например, — очень даже многое? Значит, ли это, что история творилась «там», а «здесь» ничего и не было стоящего?

А что, если лучше всего в историческом плане сохраняются те места, которые, так сказать, были «периферией», не такими важными, как те — другие? Значит, по таким местам не прокатывались одна за другой волны завоевателей, там ничего не жгли, не растаскивали и не разоряли бесчисленное количество раз. Значит, там ничего не было, что интересовало бы кого-то настолько, чтобы ради этого затевать военный поход. Ради чего вообще ведутся войны? За обладание знаниями и технологиями, которые сулят могущество, за ресурсы и выгодные географические локации, за накопленные богатства с целью их передела и, в конце концов — за идеи, которые сталкивают противоборствующие стороны в принципиальном плане… Игрушечный замок где-то в горах, кружевной собор, который строился несколько столетий и милый сонный городок, не оказывающий никакого влияние на судьбы мира — все то, что сегодня так привлекает туристов — не является теми ценностями, за которыми кто-то станет отправлять целую армию (если, конечно, они не хранят за этим внешним блеском и очарованием чего-то более важного).

Горная Шория

Мегалиты Горной Шории

Горная Шория

Мегалиты Горной Шории

Горная Шория

Мегалиты Горной Шории

Горная Шория

Мегалиты Горной Шории

Когда же вы живете «в эпицентре событий» — на территории, которая по каким-то причинам нужна абсолютно всем, причем настолько, что эпические провалы предыдущих завоевателей не служат уроком для новых желающих — вам вообще некогда заниматься эстетикой в чистом виде. Здесь важны неприступные крепости, боевой дух и эффективные системы передачи знаний.

Пирамиды Северного Урала

Пиримиды Северного Урала

Еще одно объяснение хорошей сохранности древностей на одних территориях и не очень — на других — это банальные природные катаклизмы. Скажем, на древних картах (например, Фра Мауро 1450 г.) в Африке гораздо больше городов, чем в Европе, и они более крупные!

Фрагмент карты Фра Мауро 1450 г.

Фрагмент карты Фра Мауро 1450 г.

Карта мира Фра Мауро 1450 г. Фрагмент. Африка. Европа. Север здесь обозначен внизу. Обратите внимание — южная и центральная Европа вообще практически лишены городов! Что-то незначительное есть в Англии, Пруссии, и далее — к Московии. Но масштабы не сравнимы с Африкой.

Сегодня же как раз на всех этих территориях Африки раскинулись пустыни… ну, а какие природные катаклизмы такого масштаба могли быть в наших широтах — на Дальнем Востоке? Звучит смешно? А как насчет того, что в Сибири ВООБЩЕ нет деревьев старше 200 лет? Это без всякой конспирологии можно отследить по годовым кольцам, по толщине и высоте стволов и в общем-то даже невооруженным глазом, глядя на толщину стволов. Людьми далекими от Сибири она часто представляется как непроходимый дремучий лес — как в сказках — с деревьями-великанами, уходящими кронами в небо…  Но ведь на самом деле действительно больших деревьев то там по сути и нет! Все сплошь — молодые леса.

Леса Сибири

Леса сибири

Видели ли вы когда-нибудь архивные фото строительства Транссибирской магистрали или обустройства деревень переселенцев-первопроходцев? Так вот — все эти жизненные сцены разыгрываются на фоне практически пустынного ландшафта, порой без единого намека на хоть какие-то кусты до самого горизонта, не то что деревья. И объяснить такую картину пожарами невозможно.

Строительство Транссиба

Строительство Транссиба

Строительство транссиба

Дотошные энтузиасты подсчитали, что если бы леса всегда горели такими темпами как в наши дни, то для того чтобы это затронуло 100% территории — гореть им несколько тысячелетий. И в любом случае остались бы какие-то уцелевшие «островки» — а их нет. 200 лет — четкая временная граница, когда, очевидно, произошло что-то из ряда вон выходящее, что уничтожило всю растительность (и, видимо, города) чуть ли не на целом континенте.

Кстати, в Канаде — те же климатические условия и состав лесов — действительно старые деревья возрастом за несколько столетий есть повсеместно в большом количестве и никакие пожары их под корень почему-то не уничтожили…

Гигантские деревья в Северной Америке

Гигантская секвойя. Северная Америка.

Ну и последнее на тему сохранности различных городов и построек — философское) Почему-то считается, что каменный город априори более «продвинутый», чем деревянный, а культура оставившая больше материальных следов лучше развита, чем их не оставившие. Тут можно провести аналогию с пикником — кто-то насладился моментом — синим небом, журчанием ручья, ароматом цветов и все за собой убрал как будто его тут и не было — так что следующие, кто придут в это место, увидят «нетронутый» уголок. Другие же оставили за собой целый шлейф «материальных следов», например — пластиковых бутылок, которым еще 400 лет лежать… Так не стоит ли признать более высокодуховным, осознанным и культурным человека прошлого, нашего предшественника, который просто жил в гармонии с природой и брал ровно столько сколько ему нужно для жизни — в частности строил из дерева или встраивал свое жилище в существующий природный ландшафт — например, скалы… Ушел человек из жизни — через некоторое время растаяли, растворились и его вещи, и дом. Нет шрамов от его деятельности на теле Земли. Нет следов. Кроме следов в душах и сердцах других людей, которым он что-то важное передал. Как же это красиво!

Зартый - земля радимичей и северян
Азбука городов
Зартый - земля радимичей и северян

Где искать летописный город Древней Руси Зартый? Был ли он «зарыт» в землю или назван по имени половца Зартыя? Приглашаем в путешествие в окрестности города Мглин Бряснкой области, где спят вдоль реки Ипути курганы радимичей.

Добрыня Никитич и…Тугарин Змеевич – невероятная версия былины 1778 года издания
Слово
Добрыня Никитич и…Тугарин Змеевич – невероятная версия былины 1778 года издания

Всем известно, что с Тугарином Змеем сражался Алеша Попович. Однако, выдающийся этнограф XVIII века М. Д. Чулков сохранил для нас совершенно другой вариант былины с полной предысторией персонажей на несколько поколений назад (!) и с привязкой к точным географическим точкам. Отголоски этой легенды, как оказывается, сохранились даже в гербах городов.

Сокровища и легенды знаменитых урочищ России
Маршруты
Сокровища и легенды знаменитых урочищ России

На топографических картах повсеместно встречаются различные объекты с обозначением «ур.« — то есть «урочище». Порой они отмечены в глухих лесах, на болотах, или, напротив — неподалеку от крупных современных городов. Что же скрывается под этим словом? Какие сюрпризы могут преподнести урочища и как они связаны с древнейшими человеческими поселениями?

Краски Дальнего Востока в картинах Геннадия Павлишина
Таланты
Краски Дальнего Востока в картинах Геннадия Павлишина

…он наблюдал за тем, как трудятся резчики по кости, как швея вплетает бисер в вышитый узор на одежде, как появляется резное кружево на нанайском туеске… Огромный историко-этнографический материал, собранный за годы странствий по Дальнему Востоку, художник отразил в своих магических полотнах и панно-мозаиках, сумев передать в красках душу и характер этого края.

Вщиж - защита, искусство и просвещение
Азбука городов
Вщиж - защита, искусство и просвещение

Древний город Вщиж — что мы знаем о столице удельного Вщижского княжества XII века? Терема с крышами из листовой меди, валы, курганы и материальные свидетельства широко распространенной грамотности населения.

Народные приметы и традиции августа
Календарь
Народные приметы и традиции августа

Сбор урожая. Поворот на осень — осенины. Три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Птицы Сирин и Алконост и яблоки. Илья Пророк или Громовержец Перун. Приметы будущей осени и зимы.

Иван Купала – ночь воды и огня
Календарь
Иван Купала – ночь воды и огня

Умывание росой, купание в реке, прыжки через костры, пускание зажженных колес, сбор целебных трав и поиски волшебного цветка папоротника, открывающего клады. Что стоит за древними обрядами? Почему Иван Купала отмечается именно в день летнего солнцестояния?

Российская экспозиция в Париже – грандиозный фурор 1900 года
Наследие
Российская экспозиция в Париже – грандиозный фурор 1900 года

Французский министр промышленности и торговли Мильеран назвал российскую экспозицию на Всемирной Выставке 1900 года в Париже «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда». Как филигранный сплав искусства и технологий из России потряс иностранную публику и развеял стереотипы о нашей стране.

Народные приметы и традиции июня
Календарь
Народные приметы и традиции июня

Сев огурцов, льна, гречихи, «змеиные свадьбы», «величание ржи», мирские каши и главный праздник года — Иван Купала на день летнего солнцестояния.

Удивительные вулканы Камчатки
Маршруты
Удивительные вулканы Камчатки

Вулканы Камчатки с 1996 года входят в список объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО. Чем примечательно это место? Почему на Камчатке так много вулканов? Сколько из них являются действующими? Как происходило исследование региона и как используется энергия вулканов сегодня